Объединение чжурчжэньских племен и образование империи (1115 - 1234 гг.)
Разгром Бохая киданями привел к временной утрате народами Дальнего Востока
независимости и к упадку экономики. Но культура и хозяйство древних
тунгусоязычных племен не были уничтожены навсегда. Представителями
одного из мохэских племен - чжурчжэням в длительной и трудной борьбе удалось восстановить государство.
Центром расселения чжурчжэньских племен было среднее течение реки Сунгари и ее притоки. Они занимали огромную территорию, включавшую в себя горную систему Чанбайшань, южные отроги Сихотэ-Алиня, земли по берегам реки Уссури в Приморье. Чжурчжэни жили большими отдельными группами, в которых насчитывалось 72 племени. Основным занятием этих племен было земледелие и скотоводство. Кроме того, зимой они добывали в тайге пушного зверя, летом собирали плоды и ягоды, искали корень жизни - женьшень.Жили в полуподземных постройках. Одежду шили из шкур животных и полотна. Основателем государства чжурчжэней Аньчунь (Золотое) в 1115 году был старейшина правящего чжурчжэньского рода Воньянь и звали его Агуда. Чжурчжэмени разгромили некогда грозную империю киданей Ляо, а в середине 1127 года захватили северные провинции Китая, в том числе и его столицу вместе с императорским двором. Господство чжурчжэней в Китае принесло неисчислимые беды китайскому народу, на плечи которого легла вся тяжесть новых поборов и налогов.
Общественный строй и хозяйство чжурчжэней
Территория Чжурчженьской империи делилась на 19 провинций, в которых к 1207 году вместе с порабощенным китайским населением проживало более 45 миллионов человек. Во главе государства стоял император, который был единственным и полновластным правителем страны. Неограниченная власть чжурчжэньского императора поддерживалась с помощью большой и хорошо вооруженной армии. Общественный строй чжурчжэней в 12-13 веках определялся наличием феодальной собственности на землю. Единственным собственником всех земель в государстве считался император. Большие земельные угодья имели придворная знать и духовенство. Основу хозяйства империи чжучжэней составляло пашенное земледелие и скотоводство. Чжучжэни разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Выращивали, рис, пшеницу, просо, ячмень и бобовые. Часть полей была занята посевами льна, из которого ткались тонкие полотна и грубая, дерюжная ткань. Жили они в небольших приземистых домах, отапливаемых каном, выходившим на юг или юго-восток.
Культура чжурчжэней
Чжурчжэни создали яркую и самобытную культуру, истоки которой коренятся в культуре мохэсцев и бохайцев. Показателем высокой культуры чжурчжэней являлось создание собственной письменности в 12 веке. Все официальные дела в государстве велись только на чжучжэньском языке. Была создана собственная литература, написаны труды по разным областям знаний. Наиболее распространенным религиозным мировоззрением среди рядового населения являлся шаманизм, а среди знати - буддизм. При археологических раскопках найдено большое количество разнообразного материала, красноречиво свидетельствующего о наличии у чжурчжэней многоотраслевого хозяйства, развитого ремесла и высокой культуры. Культуру чжурчжэней сохранили и их потомки - современные нанайцы, удэгейцы и орочи.
Падение империи чжурчженей
Благодаря чжучжеэням многие народы Дальнего Востока стали использовать кан в качестве теплой лежанки и обеденного стола. От чжурчжэней пошел обычай ношения мужчинами кос. Чжучжэни первыми на Дальнем Востоке начали отливать серебряной монеты и в больших масштабах ввели в денежный оборот бумажные ассигнации. В начале 13 в. на чжурчжэней напали полчища Чингисхана. Больше 20 лет чжурчжэни воевали в кровопролитной войне против монгольских войск. Однако силы оказались неравными и в 1234 году государство чжурчжэней пало.
кан - система отопления
в домах северного Китая и Кореи. Обычный кан представляетл
собой широкую глиняную лежанку, внутри ее по
специально проведенным каналам проходит горячий воздух от печи
одновременно являясь дымоходом. Печь находившаяся у одного из концов
лежанки, служт также и для приготовления пищи.